Пирамида Солнца

07.11.2016

В тридцати милях к северу от города Мехико, по линии железной дороги Вера Круц, лежат развалины огромного города. Это все, что осталось от Теотиуакана, одного из главных центров толтекской цивилизации, предшественницы ацтеков.

Разные догадки были высказаны касательно времени его основания; некоторые относили его к эпохе тотонаков, другие — ко временам четвертого из девяти таинственных королей толтеков. Основания этого древнего города имеют двадцать миль в окружности, а два главных местных храма, пирамиды, посвященные культу Солнца и Луны, еще существуют. Большим из этих храмов является храм Солнца, стоящий на фундаменте в шестьсот восемьдесят два квадратных фута. Он имеет форму усеченной пирамиды, достигающей ста восьмидесяти футов высоты и, как полагают, увенчанной первоначально колоссальной каменной статуей бога Солнца, грудь которой была покрыта полированной золотой пластиной. Этот золотой нагрудник предназначался для улавливания первых лучей восходящего солнца, так что статуя должна была сиять ослепительным блеском, внушавшим благоговейный трепет, являясь достойным изображением великого бога Солнца.

Пирамида Луны несколько меньше и соединена с пирамидой Солнца «дорогой смерти». С каждой стороны этой дороги на протяжении около девяти квадратных миль равнина сплошь усеяна могильными курганами; по этой причине дорога и была, может быть, так названа, хотя возможно, что название это произошло от того, что по этой дороге проходили все религиозные процессии. Религия этого народа отличалась крайней жестокостью, жизнь ценилась низко, и тысячи жертв умерщвлялись ежегодно, чтобы умилостивить кровожадных богов. Следовательно, процессии всегда состояли главным образом из несчастных, осужденных на бесчеловечное жертвоприношение, и для них, а равно как и для людей, смотревших на процессию, дорога эта была действительно «дорогой смерти».

Храмы эти состояли из ряда квадратных, постепенно уменьшающихся террас, помещенных одна над другой. В середине устроены ряды ступеней, ведущие от террасы к террасе до самой верхней пирамиды. Здесь стояли каменные статуи богов и страшный жертвенный камень с горбом. По этим ступеням вводили жертву, облаченную в пышные одежды, украшенную гирляндами и окруженную свитой знатной молодежи. Затем, обнажив ей грудь, ее клали на горбатый жертвенный камень, около которого стоял жрец. Последний в мгновение ока вырезал ей жертвенным ножом сердце и предлагал это окровавленное трепещущее сердце богу в виде искупительной жертвы. После этого тело жертвы быстро уносили и съедали, а так как эти несчастные состояли обыкновенно из военнопленных, то добыча доставалась тому, кто взял ее в плен.

Однако об этих древних мексиканских памятниках неизвестно ничего достоверного. Точных исторических сведений почти никаких не имеется, и все пробелы в «этой древней сказке» приходится заполнять догадками. Из-за этого древний город Теотиуакан представляет для нас много таинственного и загадочного. Так, например, все пространство в пределах города было покрыто тремя последовательными слоями цементных полов, неизвестно для какой цели; затем бесчисленное множество крошечных глиняных головок, большинство которых являются явным подражанием преобладающим типам туземцев, было вырыто из земли плугом во время пахоты. Употребление и значение этих фигурок до сей поры остается неизвестным. Будем надеяться, что найдем ключ к разъяснению этих тайн.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»